ВИГ «Падун»
История создания группы «Падун»

История создания группы «Падун»

     Выдержки из интервью корреспондента В. Мурыгиной  с художественным руководителем ВИГ «Падун» В. Черногором.

Джаз-бэнд "Падун"

Приветствие группы «ПАДУН»

 

«Впервые я познакомилась с «Падуном» в июле 1970 года перед их гастролями по городам Иркутской области. На мой вопрос, как появилось такое название группы, худ. руководитель коллектива Владимир Черногор ответил: «При выборе названия пришлось подумать – хотелось отразить в нем что-то, связанное с историей края и, хотя на месте седых падунских порогов раскинулась огромное рукотворное море, именно на этом названии мы остановились». К этому времени уже популярная группа «Падун» получила одобрение главного худсовета – Горкома комсомола г. Иркутска и разрешение на гастрольную поездку в Германскую Демократическую Республику, где публика Берлина, Дрездена, Лейпцига, Веймара, Потсдама и др. городов тепло встретило молодых сибиряков.

ВИГ «Падун» – участник смотров советско-кубинского, советско-японского фестивалей, победитель четвертого городского конкурса комсомольско-молодежной песни (1971-1972 гг.).

«Неизменным участником на протяжении всех лет существования группы, — продолжает свой рассказ В. Черногор, — был Юрий Куренков (муз. рук.). Большую лепту внесли: Стас Тимофеев (муз. рук.), Владимир Белов, Валерий Иванов, Петр Лысенко, Анатолий Ротфорт, Сергей Яицкий (звукооператор). В ранний период Евгений (муз. рук.) и Виктор Якушенко. Позднее в состав группы вошли: Наталья Ожегова, Людмила Апалайс, Аркадий Лебедев, Анатолий и Михаил Пазинич, Лев Чернягов, Геннадий Ухов, Игорь Светлов, Александр Быков, Владимир Попов.»»

Из воспоминаний В. Черногора: «Как-то пришла в голову идея арендовать корабль и пойти в гастрольный круиз по Братскому морю, чтобы народ услышал наши песни и узнал нас. Да и самим нам хотелось развиваться, петь, играть, ведь мы были совсем молодые ребята 20-25 лет. В этом возрасте хочется покорять мир своими талантами. Так и ходили от пристани к пристани, и везде собирали слушателей, давали концерты, играли «танцульки», заводили толпу, словом «пиарили» себя сами, говоря современным языком, пока не столкнулись в прямом смысле с другим судном и не разбили свой теплоход. Слава богу, не пошли ко дну, а вспомнить есть что…

Шутки шутками, а от постоянных репетиций и выступлений на публике результат был ощутим: играть и петь стали лучше, репертуар расширился, обработки песен стали свободнее и виртуознее, хотелось развиваться дальше и заявлять о себе на уровне фестивалей и конкурсов. Конечно, все помнят, какой популярностью стал пользоваться телевизионный конкурс «Алло, мы ищем таланты», который демонстрировал достижения самодеятельных певцов и музыкантов всей нашей большой страны Советского Союза. И вот наступает 1973 год,  проходят региональные отборочные туры на всесоюзный телевизионный конкурс исполнителей эстрадной песни «Алло, мы ищем таланты». В феврале 1973 года отборочный тур проходил в городе Иркутске. Проводился он в новом Доме Мод на улице Урицкого, где была сцена и подиум, по которому могли прохаживаться солисты во время исполнения песни. В этом тоже была новизна, так как тогда была строго запрещена любая раскованность при пении или игре в ансамбле. Все исполнители статично стояли каждый на своем месте, а певцы – только у микрофона и ограниченной жестикуляцией рук. Да… и сравните это с выступлением современных рок-групп: с бегом, скачками, прыжками и прочей акробатикой. А прошло всего 35 лет. И как все изменилось… Но, возвращаясь к тому памятному вечеру, на котором я присутствовала как зритель 23 февраля 1973 года. На конкурсе выступали два самых сильных вокально-инструментальных коллектива Иркутской области: ВИГ «Падун» и ВИА «Баргузины».

В тот вечер ВИГ «Падун» представил лирическую песню о Братске, гимн энергетиков «ЛЭП-500», оригинальную обработку русской народной песни «Вот мчится тройка почтовая» и песню из репертуара «Поющие гитары» — «Саласпилс», исполнение которой и стало кульминацией концерта, потрясшей публику зала и весь город, так как этот конкурс транслировался по иркутскому телевидению. И здесь уместно рассказать о том, как появилась эта песня у «Падуна».

Из воспоминаний В. Черногора: «В декабре 1972 года я летал в Ленинград на сессию и побывал на концерте «Поющих гитар», где состоялась премьера песни «Саласпилс». Я записал её на магнитофон прямо из зала. Вернувшись в Братск, мы со Стасом Тимофеевым и Юрой Куренковым сразу загорелись этой песней, сделали свою обработку: я сочинил ритмическую обработку и партию ударных, а Стас с Юрой – обработку инструментала и вокала. Песню выучили быстро и сразу выставили на конкурс в феврале. И, конечно, это была ударная концовка нашего выступления. Тем более она в Сибири прозвучала впервые, её еще никто не знал и не слышал».

Жюри конкурса единодушно выдвинуло ВИГ «Падун» на заключительный тур всесоюзного конкурса исполнителей эстрадной песни «Алло, мы ищем таланты», который и состоялся в апреле 1973 года столице Узбекистана городе Ташкенте. И вот идет запись трансляции первого тура конкурса, за которым следит вся страна. ВИГ «Падун» выходит со своей программой на первое место и своим выступлением «обходит» ВИА из Сыктывкара и Ташкента, тоже хороших коллектива. Сибиряки ликуют, смотря центральное телевидение и обсуждая выступления участников. Казалось, вот он выход в финал, минуты славы, и достойная награда уже в руках наших музыкантов! Но… честные и открытые сибиряки не учли коньюктуру конкурсов, которая была везде и в те «правильные» времена тоже, когда прохождение в финал надо было «подкреплять» не только исполнительским мастерством, но и личными контактами с членами жюри… Кстати, председателем жюри того конкурса был известный советский композитор Микаэл Таривердиев. В кулуарах ходили разговоры, что подношения некоторых участников были очень щедрыми (например, шубы из натурального меха могла растопить лёд и согреть любое сердце…). На этом фоне открытки с видами Братска, с которыми суетился директор ДК «Ангара» Феликс Лазарев воспринимались в лучшем случае со сдержанной улыбкой. Опытное в таких делах жюри сделало «тонкий ход», выпустив «Падун» в финал по ЦТ, но сделав «купюры», то есть урезание программы – сокращение каденций (сольных импровизационных вставок), которые музыканты «Падуна» играли в каждой песне, что и делало их исполнение оригинальным и неподражаемым. А коронную веешь «Саласпилс» вообще не выпустили в финал, хотя по признанию одного из музыкантов «Поющих гитар» — «Падун» сделал её лучше и интереснее. Это ли не оценка качества? И что вызвало настоящее недоумение и непонимание у нас, тех, кто следил за выступлениями по телевизору, так это то, что в финале «Падун» показали только с одной песней «ЛЭП-500» и в сокращенном виде без оригинальных каденций и музыкальных проигрышей. Мы, студенты музыкального училища, обсуждая выступление в финале, пожимали плечами и недоумевали, и ничего не понимали, будучи сами молоды душой и сердцем.

группа "Падун" в Ташкенте

группа «Падун» в Ташкенте

И вот, подведение итогов конкурса, где ВИГ «Падун» вручают приз зрительских симпатий – узбекские тюбетейки с рукопожатиями. Вспоминая этот момент, В. Черногор сказал, что едва сдержался, чтобы не нахлобучить эту тюбетейку на голову поздравлявшего… Но тогда это был бы небольшой скандал, который тоже вырезали из показа, так как все телепередачи тех лет шли в записи с предварительным монтажом.  Некоторую ясность внес сам В. Черногор в личном разговоре, когда вернулся из поездки, и мы встретились в Иркутске. Помню, как я была поражена этой несправедливостью. Тогда мне казалось, что в нашем советском обществе вообще не может быть места таким явлениям. Как говорится, блажен, кто верует. (Из воспоминаний Татьяны Черногор – супруги В. Черногора).

ВИГ «Падун» — это настоящее яркое большое событие в музыкальной жизни Сибири 70-х годов. Гастроли их по городам иркутской области, республикам  Прибалтики, Дальнему Востоку стали незабываемым событием тех лет. Хочу привести лишь некоторые примеры. На концерт «Падуна» в Политехническом институте вместимостью 2,5 тысячи мест народ «ломился» в буквальном смысле. И, чтобы сдержать натиск толпы, контролеры буквально швыряют в них пачки программок, чтобы чем-то на время унять ажиотаж. Зал не просто полон, люди сидят на ступеньках, подоконниках, стоят в проходах, девчонки сидят на плечах парней. Так народ встречал «Падун» каждый раз и каждую программу. Для сравнения: за день до концерта «Падуна» в этом зале выступал известный джазовый оркестр из Ленинграда под управлением Вайнштейна, на который было продано всего 60 билетов.

Кроме всего вышесказанного, «Падун» стал новатором и в области рекламы: именно они придумали афиши-растяжки через главные улицы городов, которые стали популярны в 90-е, а «Падун» использовал это уже в 70-е годы.

И, в заключении, оглядываясь назад с полным правом, могу сказать, что все достижения «Падуна» стали закономерным следствием того, что руководил коллективом такой выдающийся человек, как Владимир Черногор, который умел собрать таланты, сплотить, увлечь идеей и привести к желаемой цели, чтобы достичь такого результата, который приносил огромную радость большому количеству людей – поклонников эстрадной музыки 60-70-80-х годов.

ВИГ "ПАДУН"

Поделитесь с друзьями:

Похожие записи:

Комментарии: 4

  1. tanya

    tanya

    17.02.2015 в 21:47

    Помню этот замеча тельный коллектив, неоднократно была на их концертах.

    Ответить

  2. Алеrсандр

    27.03.2016 в 17:20

    Еще раз убеждаюсь в том, что великим приобретением 20 века стал интернет! Благодаря ему я переместился чуть ли не на полвека назад в свою юность, в свой родной город Иркутск и конечно незабываемое это группа Падун. С Толиком Ротфортом некоторое время дружил а потом уехал из сибири и все больше ничего не знаю кто где и как. Может кто больше знает?
     

    ADMIN
    ADMIN-Сергей ФИРСОВ:
    Здравствуйте, Алеrсандр!
    Несколько лет назад с помощью постоянных посетителей сайта мы отыскали координаты Анатолия. Я разговаривал с ним по телефону (предвижу ваш вопрос — номер на сегодня утерян, к сожалению). Он проживает в Воронеже, от музыки отошёл, имеет небольшой строительный бизнес. В Москве проживает его дочь Татьяна.

    Ответить

  3. Эгон Мантай

    04.02.2017 в 12:30

    В конце 70х годов я был начальником цеха на Барнаульском Шинном заводе.
    Совершенно неожиданно отдел кадров прислал ко мне музыканта, — это был Юра Куренков.
    То что он сделал на своём поприще невозможно переоценить. Это был ТАЛАНТ с большой буквы.
    На всю жизнь он оставил у меня уважение к его деятельности как музыкант и человек.
    Передайте ему большой привет и наилучшие пожелания.
    Рад буду ответу с его стороны.

    С уважением
    Эгон Мантай

    Ответить

  4. Эгон Мантай

    04.02.2017 в 12:31

    Прошу Юрия Куренкова ответить мне.
    Хотел бы с ним пообщаться.

    С уважением
    Эгон Эдуардович Мантай

    ADMIN
    ADMIN-Сергей ФИРСОВ:
    Юрий проживает в Ангарске, попробую узнать его координаты.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Поиск по сайту