статья из газеты «Советская молодёжь»

                                                                                                               «ЛЕЛЬ» поёт по-английски?        

Прослушав без малого 50 песен восьми эстрадных коллективов Братска, оглохшее от грохота электрических гитар жюри назвало чемпионом ансамбль «Лель» дома культуры «Сибирь. Но общая оценка эстрадного уровня этого молодого города невысока. Почему?

    В программе ансамбля «Морозко» стояло примечание. Вместо песни «Олеся» исполнялась «Скажи, кого ты любишь?» А в скобочках — застенчивое дополнение — битлз. Со сцены звучал тысячный оттиск давно уже благополучно скончавшегося ансамбля, в зале подпрыгивали восторженные почитатели, видимо, не знающие, что пресловутый битлз теперь не в моде, и если быть «современным», то слушать надо по меньшей мере поп-музыку или французских «волосатиков». Но «Морозко», к счастью, выкарабкался из ритмированных дебрей и запел дальше.

    Вчера нечто подобное исполняла группа «Северный ветер». Сидя за роялем с электрогитарой на груди, руководитель Юра Гладков убедительно кричал в микрофон песенку Д.Леннона и П.Маккартни «Ты самая прекрасная» и, видимо, не понимал, что овладев смежными профессиями органиста, ритм и соло-гитариста и пригнувшись до самого пола, он только смешит зал.
— О, ужас! — сказал председатель жюри, подводя итоги.
    Но потом вышел «Лель»…
Всё это могло бы стать интересной историей о том, как Николай Андреевич Римский-Корсаков победил Джона Леннона, вызвав в зале овации и, поверьте, бурю восторга. «Лель», разодетый в сказочную униформу с золотым шитьём, включил всё те же гитары…и запел «Славься, славься, ты Русь моя». Так заканчивается пролог «Лель», занявший пять минут и крепко сцементированный единым режиссёрским замыслом. Совершенно неожиданно для многих «Лель» вспомнил, что помимо барабана с гитарой в мире существуют тысячи других инструментов. Так на сцене появился ксилофон, колокольчики, треугольник, даже орган зазвучал на этот раз более спокойно и органично, не фонтанируя космическими аккордами и не заглушая хорошо поющего Сергея Котикова или Антониду Кузьмину.
Это один из немногочисленных коллективов, который за три года работы научился отличать хорошее от плохого. Но не до конца. Пролетело несколько номеров и «Лель» запел «лук эт ё селф», что означало «посмотри на себя». Это выглядело примерно так же, как если бы автор этого «лука» — группа «Юрай хип» — взяла в руки деревянные ложки и запела страдания…
    На последнем съезде кто-то из композиторов верно заметил, что сами иностранцы не здорово жалуют своих доморощенных музыкальных модернистов. Это легко доказать, сравнивая программы радиовещания для себя и на экспорт. За границу, а значит и для Советского Союза, идёт намного больше музыки, подобной «луку». Значит ли это, что уже упоминавшийся Юрий Гладков, руководитель и ведущий солист «Северного ветра», который не получил даже поощрительного приза (нельзя поощрять пошлость) — слепой подражатель и человек музыкально необразованный? Да нет же! Он едва ли не самый перспективный самодеятельный эстрадный музыкант Братска, обладающий недюжинным голосом и завидными способностями в области стихосложения и музыкальной композиции. До сих пор стоит в ушах его вокализ из программы ансамбля «Падун», а с гитарой он обращается увереннее, чем с собственными пальцами. За короткий срок он создал во втором автоучастке крепкую группу, сумел вовлечь своего брата Александра, такого же невысокого мальчика с удивлёнными глазами. И солистки «Северного ветра» — две десятиклассницы Света Тарабанова и Надя Суховеркова — пели так звонко и уверенно, что могли бы заслужить самые высокие оценки. Но всё-таки неудача.
    В своём ответном слове Юрий Гладков говорил о несработавшей аппаратуре, о незнакомстве с залом и микрофонами, кто-то уточнил, что нигде не могут достать усилительные колонки, но никто не произнёс ни слова о том, что ансамбль этот, другой, третий всё ещё остаётся «вещью в себе», незаконнорожденными детьми при солидных организациях, на которых висит план и другие немаловажные заботы, среди которых «мальчикам с гитарами» не находится места даже на заключительном конкурсе. Братский алюминиевый завод — богатая организация — выставил разношёрстно одетую группу, а лесопромышленный комплекс и того не сделал. Да, хозяева фестиваля нашли ряд причин, чтобы уклониться от выступления и несколько часов спустя успешно отыгрались на танцах. Танцы — дело верное. Та же звёздная болезнь пришла, видимо, в знаменитый «Падун». Лауреат многочисленных фестивалей скептически хмурил брови, сидя в зале. А в это время созданный за дни фестиваля квинтет Г.Берестова представлял громадный — более двух тысяч человек — первый цех алюминиевого завода, а ДК «Энергетик» успешно превращал лирическую песню Броневицкого «Край берёзовай» в бодрый марш.
Я снова возвращаюсь к группе «Лель» и следующей за ней «Морозко», которая заняла второе место не только за исполнительское мастерство, но, скорее, за те потенциальные возможности, что заложены в «Морозко» с первых же дней.
Если бы «Лель» выступал вне конкурса (а мысли об этом появлялись не раз, ибо ансамбль составлен из учителей и учеников музыкального училища), «Морозко» мог бы смело претендовать на первое место. Он вышел на старт этого эстрадного марафона так смело и так неожиданно, что поразил каждого. В «Морозко» поют четыре слесаря — Валерий Володичев(С.Фирсов — точнее Валерий Поповичев), Владимир Переделкин, Александр Сидоркин и Александр Душин, художник Евгений Евсюков и студент музыкального училища Иван Яцишин. Все те претензии, что предъявлялись к предыдущим коллективам, были сняты с повестки дня когда «Морозко» запел «Балладу о красном всаднике» композитора Васильева, «Вечер на рейде» Соловьёва-Седого, музыкальную композицию Боба Дилана «На крыльях ветра». Более того, «Морозко» исполнил песню, рождённую в коллективе, песню о Братске, которую не смог бы исполнить никто иной, как «Морозко».
    Подводя итоги молодёжного конкурса, председатель жюри говорил о поиске своего лица каждым ансамблем, о необходимости быть разборчивым в каждой исполняемой песне так, как это сделал «король» братских ансамблей «Лель» — радостное откровение майского фестиваля. Но и этому коллективу требуется строгое вмешательство компетентного человека, могущего отобрать самое необходимое для репертуара.
Эстрада надвигаеся на молодёжную аудиторию как могучий завоеватель. Закрывать глаза на её существование, как это сделал городской комитет комсомола, неразумно. Принимать её в том виде, в каком эстрада Братска прозвучала на майском фестивале, неправильно. Дело в том, что число эстрадных ансамблей города уже сейчас легко может быть удвоено. В конкурсе не участвовали упоминавшийся выше «Падун», ансамбль ДК «Лесохимик», перспективный женский оркестр преподавателей педагогического училища.
    Но не так легко удвоить качество исполняемых произведений. Этому требованию полностью отвечал лишь «Лель», который намеревается совершить большую гастрольную поездку по области. Но если «Лель» запоёт по-английски, толком не зная этого языка, хорошего будет мало. Прошедший в Братске конкурс наглядно показал это.

Н.КРИВОМАЗОВ
наш соб. корр.
25 мая 1974 г.

Поделитесь с друзьями:

Похожие записи:

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Поиск по сайту